15-19 апреля 2023 г. День открытых дверей
18 апреля 2024
18.04.2024. Воспитатель: Канина С.А.
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой
«Экологическая тропа весной»
Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал: объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник на дереве.
Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Коллективная аппликация " Берёза"
Методика проведения занятия:
I часть
- Ребята, сегодня я пришел к вам в гости, чтобы совершить путешествие по экологической тропе вашего детского сада. (Эколигическая тропа- это тропинка о которой люди ходят и наблюдают за природой и если кому надо помочь помочь помогают)
А вы знаете кто я?
Ответы детей ( )
Лесовичок: Я ребята старичок-лесовичок .А знаете кто это? Это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.
Ребята,отгадйте загадку
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …
(Весна)
Кто мне скажет, какое сейчас время года? Как вы догадались, что сейчас весна? Ответы детей.
Лесовичок: обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились листочки, появилась зеленая травка».
Лесовичок: подводит детей к березе.
Лесовичок:
- Ой ребята, посмотрите, кто -то здесь намусорил. А скажите можно бросать мусор на улице?
Ответы детей
Лесовичок:
- А дайте убёрём мусор. Ребята, а вы знаете почему нельзя бросать муср? Потому что мусор на улице - это мало того, что некрасиво, но и опасно. Растения и животные страдают и погибают от мусора. Животные могут запутаться в мусоре и задохнуться или съесть его и погибнуть оттого, что он содержит яды. Природу надо беречь ,не бросать мусор где попало, для этого есть мусорные контейнеры. Мы должны беречь природу не только для себя, но,и для птиц, для братьев наших меньших. Чистота залог нашего здоровья.
Все подходят к берёзе ( к столу с картинками берёзы)
Дети вы помните, как называется это дерево (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!
Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Лесовичок: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.
А что есть на веточках (Ответы детей)
Лесовичок: Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Физкультминутка
НЕ ИДЁТ ЛИ К НАМ ВЕСНА?
На орех взобрался Мишка,
(имитация движений, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна.
(ладошку поставить как козырёк ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши
(соединяем руки над головой как домик — крыша)
Не идёт ли к нам весна?
(поднимаем плечи — удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод,
(повороты головы вправо и влево)
Клин увидев журавлиный,
(показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!»
(руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне)
Лесовичок: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Лесовичок:Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Сейчас я вам прочту одно из стихотворений:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Лесовичок: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.
А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».
Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики.
Лесовичок: Ребята посмотрите здесь картинка мальчик ломает веточки у дерева. Скажите можно ломать деревья, вырезать на деревьях ножом.
Ответы детей.
Лесовичок: Правильно ломать ветки деревьев и кустарников нельзя!
В детском саду деревья украшают участки их не так их много. Надо деревьями любоваться поливать их ,не топтать землю у корней и не ломать веточки, а то деревья могут погибнуть.
Лесовичок: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они?
Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов.
Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (ответы детей)
Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения. Ребята, скажите, а можно рвать цветы на клумбах. Ответы детей.
Лесовичок: Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы?
Почему сегодня мы не видим здесь птиц?
Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.
Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы?
Ответы детей: Насекомыми, червячками, травкой и др.
Лесовичок: Посмотрите, что это за домик на дереве?
Как называется этот домик?
Лесовичок :Скворечник.
Лесовичок: А кто живет в этом домке?
Дети: Скворцы.
Лесовичок :Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?
Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака.
Лесовичок: Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Лесовичок: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
II часть:
Коллективная работа «Весеннее дерево – Береза»
Давайте поможем березке побыстрее расцвести (раздает каждому ребенку вырезанные из бумаги листочки). Давайте мы с вами наклеим наши листочки на дерево.
III часть:
Рассмотреть дерево, полюбоваться.
Лесовичок: Молодцы ребята! Какая красивая березка у нас получилась!
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
(Н. Субботина)
Рефлексия:
Лесовичок: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе. А что вам понравилось, что вы нового узнали . ((Эколигическая тропа- это тропинка о которой люди ходят и наблюдают за природой и если кому надо помочь помогают)
Ответы детей.
Лесовичок: Ребята я подарю вам книжку из которой вы узнаете, что нельзя делать, чтоб не навредит природе. А еще у меня есть для вас сладкий сюрприз.